Улыбка «Джоконды» не даёт людям покоя более 500 лет. Но в последнее время заговорили о вероятном обнаружении останков реальной итальянской женщины по имени Лиза Герардини дель Джокондо, послужившей моделью-натурщицей гениальному художнику всех времён и всех народов — Леонардо да Винчи.
Итальянские археологи находятся в поисках могилы Моны Лизы, надеясь обнаружить останки некогда неотразимой женщины с волшебной улыбкой и воссоздать черты её внешности при помощи современной компьютерной аппаратуры. И тогда, быть может, мы поймём загадку этой таинственной женщины.
Леонардо да Винчи создавал портрет «Моны Лизы» в период с 1503-го по 1506 год и окончательно завершил свой шедевр только к 1510 году. Лиза Герардини появилась на этот свет в 1479 году. В возрасте 16 лет (1495 год) она вышла замуж за 35-летнего торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Напротив дома купца, как выяснили итальянские историки в 2007 году, и находилась мастерская Леонардо да Винчи.
Теперь уже сложно точно установить, то ли да Винчи обратил внимание на прекрасную супругу коммерсанта, то ли сам торговец шёлком обратился к художнику с заказом на портрет своей молодой жены. В тот период Лиза уже имела одного ребёнка и была беременна вторым.
С 1510 года портрет Моны Лизы не даёт покоя ценителям прекрасного. Тут и загадочная улыбка, и магическая цифра 72, которую специалисты обнаружили в своде арки моста на заднем фоне портрета, и масса других тайн и загадок. Одним из недостатков портрета специалисты считают, что Мона Лиза лишена бровей. Быть может, это результат излишнего усердия былых мастеров реставрации, но не исключено, что Лиза Герардини дель Джокондо могла сама их полностью выщипать, поскольку в те далёкие времена так было модно.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ УРСУЛЫ
В конце апреля 2011 года во Флоренции стартовал гигантский проект археологических работ по поиску могилы и останков Лизы Герардини. Итальянские историки достоверно выяснили, что модель да Винчи и жена флорентийского купца умерла во флорентийском женском монастыре Святой Урсулы в 1542 году, куда добровольно перебралась после смерти мужа. В раскопках принимают участие ведущие итальянские историки и археологи, что вызывает небывалый интерес средств массовой информации (на территории монастыря круглосуточно дежурят телевизионные группы из Франции, США, Великобритании, России, Японии, Канады, Германии, Голландии и других стран). Итальянский историк Сильвано Винчетти надеется обнаружить в одной из могил или склепах останки Моны Лизы, что даст ему уникальную возможность воссоздать оригинальную внешность жены купца Джокондо.
Но не всё так просто. Дело в том, что монастырь Святой Урсулы ещё в давние времена был закрыт, монахинь перевели в другую обитель, а в его стенах устроили табачную фабрику. А во время Второй мировой войны здесь скрывались оппозиционеры Муссолини и Гитлера. Монастырь потерял свои первоначальные стройность и вид.
Для своих поисков археологи используют георадар, который помогает им находить старые могилы и человеческие останки. Уже к началу мая ими были обнаружены две неизвестные могилы и сводчатый кирпичный склеп.
Ещё во время предварительных работ учёные сообщали, что на первом этапе раскопок они обнаружили некоторые документы, записанные монахинями данного монастыря, где однозначно указывалось на место захоронения Лизы Герардини дель Джокондо.
«Главная цель нашего проекта — обнаружение ДНК Моны Лизы и при её помощи — реконструкция лица Джоконды», — объясняет журналистскому корпусу историк господин Винчетти. Исследователи очень надеются, что при помощи георадара они смогут обнаружить могилы, которые находятся на глубине от 70 до 200 сантиметров.
В ПОИСКАХ НЕЗНАКОМКИ
Одна из уникальных улик в новом деле Моны Лизы выявилась в первый же день раскопок. Это была человеческая кость (предположительно — кость предплечья). Она находилась сверху, под слоем бетона, который вскрыли. В ценности находки археологи сразу же засомневались, но всё же проводят специальную лабораторную экспертизу любого объекта, даже весьма сомнительного происхождения.
«По внешнему виду — это кость человека. Скорее всего, плечевая кость. Но вряд ли она принадлежит кому-то, кто жил и похоронен в этом монастыре 500 лет назад, слишком неглубоко она находилась», — рассказал антрополог Джорджо Группьони.
Археологи дошли до глубины 2,5 метра, но ничего нового пока не откопали. Первый обнаруженный склеп, который тщательно изучали, оказался пустым. По версии учёных, монахи перепрятали его содержимое в другое надёжное место, опасаясь пожара. На пыльных полках они наткнулись на несколько древних медальонов, которые особой исторической ценности не представляют. Вот если бы это был медальон самой Моны Лизы!..
Однако историки не отчаиваются и продолжают свою кропотливую работу. Нам стало интересно, что за ходом раскопок непосредственно с территории флорентийского монастыря следят прямые потомки самой Моны Лизы. Среди них две красивые молодые тосканские принцессы Ирина и Наталья Строцци. Эти девушки имеют русские корни. Семейный историк Строцци, говорит, что для того, чтобы объяснить, кем Лиза Герардини (Мона Лиза) приходится тосканским принцессам, понадобится точный калькулятор и раз 15 повторить приставку «пра-» перед словом бабушка. Зато в конечном итоге получится Джоконда. Ирина и Наташа уверены, что на картине Леонардо да Винчи изображена именно их прапра…бабушка.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Во время поисков захоронения Джоконды учёные собираются использовать те же методы, что и во время предыдущих исследований. С помощью специального радиолокатора они попробуют найти все захоронения на территории монастыря. Затем станут искать останки Джерардини — скелет женщины, умершей в возрасте 60 лет в середине XVI века. Если этот этап работы увенчается успехом, учёные подробно изучат её кости и скелет, дабы выяснить все возможные подробности жизни и смерти Моны Лизы, проведут радиоуглеродный анализ и возьмут образцы ДНК, которые они сравнят с образцами, взятыми из останков детей Джерардини, похороненных в отдельной церкви Флоренции.
Если учёные смогут найти череп сеньоры Джерардини (в зависимости от его сохранности), то попробуют реконструировать лицо Моны Лизы. Это самый важный этап работы, так как после него историки смогут ответить нам, позировала ли Лиза Джерардини великому Леонардо да Винчи.